Функциональная грамотность

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018

Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf 
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf 
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.09.2022 № 978 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся»
Приказ отдела образования Администрации г. Каменск — Шахтинского от 29.09.2022 № 612/1 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций г. Каменск — Шахтинский»
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся муниципальных бюджетных общеобразовательных организаций г. Каменск-Шахтинский на 2022/2023 учебный год
Приказ директора МБОУ СОШ № 1 от 03.06.2022 № 227/1 «Об организации работы по развитию функциональной грамотности в МБОУ СОШ № 1»
Приказ директора МБОУ СОШ № 1 от 30.09.2022 № 364/2 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся»

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

​​Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление — способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

Надеемся, что подготовленные материалы окажут помощь учителям и специалистам в области образования в понимании вопросов формирования функциональной грамотности учащихся.

ПЛАН работы школы по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год»
ПЛАН работы школы по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год»

Результаты участия обучающихся в тренировочных мероприятиях по функциональной грамотности

 

Направление Участники Кол-во участников Отчетный период С заданиями не справились % Преодолели минимальную границу % Выполнили задание на высоком уровне %
Естественно — научная грамотность Обучающиеся 8-х классов 55 Октябрь 2022г 4% 72% 24%
Финансовая грамотность Обучающиеся 8-х классов 55 Октябрь 2022г 7% 80% 13%
Математическая грамотность Обучающиеся 8-х классов 55 Октябрь 2022г 21% 72% 7%
Читательская грамотность Обучающиеся 8-х классов 55 Октябрь 2022г 16% 79% 5%
Креативное мышление Обучающиеся 8-х классов 55 Октябрь 2022г 10% 82% 8%

Результаты участия обучающихся 8 классов в тренировочных мероприятиях по функциональной грамотности показали, что они на среднем уровне владеют естественно-научной грамотностью, креативным мышлением, математической грамотностью, финансовой грамотностью, читательской грамотностью.

Так как формат заданий по диагностике сформированности функциональной грамотности отличался от обычного и был приближен к реальной жизни, то при выполнении заданий участники столкнулись с трудностями, которые свидетельствуют о недостаточной практико-ориентированности содержания образования. Причины не очень высоких результатов по направлениям функциональной грамотности у большинства обучающихся 8 классов могут быть связаны с тем, что в процессе обучения школьники практически не имеют опыта выполнения заданий междисциплинарного характера, а развитие общеучебных умений осуществляется преимущественно в границах учебных предметов. Обучающиеся редко оказываются в жизненных ситуациях (в том числе моделируемых в процессе обучения), в которых им необходимо решать социальные, научные и личные задачи.

По итогам отмечаются дефициты в выполнении заданий, требующих применять математические процедуры, обосновывать свое мнение, рассуждать.

Результаты выполнения показывают, что наиболее успешно обучающиеся справляются с заданиями, проверяющими умения по эффективному поиску информации; нахождение в текстах скрытой информации; совершают реальные расчеты с извлечением одной или нескольких единиц информации, изложенной в явном виде. По итогам у ряда обучающихся отмечаются дефициты:

  • в выполнении заданий, требующих применять математические процедуры, обосновывать свое мнение, рассуждать;
  • в предоставлении развернутого ответа.

Рекомендации

  1. Учителям в своей деятельности по развитию функциональной грамотности обучающихся больше уделять изучению содержания инструментария исследования PISA, направленного на формирование функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности, особое внимание, уделив ключевому компоненту математической грамотности – математическое рассуждение и добавленные в математическую концепцию навыки – креативность, умелое использование информации, критическое мышление, рефлексия, системность в мышлении, изучение и исследование, инициативность, саморегуляция и настойчивость, коммуникации;
  2. Руководителям школьных методических объединений и учителям предметникам 8 классов на заседаниях методических объединений проанализировать причины неуспешного выполнения отдельных групп заданий и организовать коррекционную работу по ликвидации выявленных проблем, а также по их предупреждению.