НАСТАВНИЧЕСТВО в МБОУ СОШ №1

Наставничество (внедрение целевой модели)
Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание системы школьного наставничества.

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.

Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.

Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Национальный проект «Образование»

К 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.

Целевая модель наставничества

 формы взаимодействия и этапы реализации программы наставничества «Вместе к успеху» в Ростовской области

Целевая модель наставничества – это системный проект, позволяющий определить реальный план действий, необходимых для реализации программы наставничества в общеобразовательных организациях Ростовской области.

Цель: создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.

Наставничество – перспективная образовательная технология, которая позволит: передавать знания; формировать необходимые компетенции быстрее, чем традиционные способы.

Форма наставничества – это способ организации работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в ролевой ситуации, определенной их основной деятельностью и позицией.

Этапы реализации целевой программы наставничества

1-й этап – алгоритм условий для запуска программы:

определить формы наставничества, которые будут реализовываться в общеобразовательной организации;
назначить куратора и сформировать команду организаторов, контролирующих процесс;
фиксировать задачи, формы наставничества и ожидаемые результаты;
обеспечить нормативно-правовое сопровождение.
2-й этап – отбор и обучение наставников

Важные критерии отбора наставника:

желание наставника участвовать в программе;
профессиональный опыт;
развитые компетенции, навыки коммуникации;
ресурс времени;
положительный жизненный, профессиональный опыт;
соответствие запросам наставляемых;
активная гражданская позиция;
мотивация.
3-й этап – формирование банка наставников

Главная задача этапа – поиск потенциальных наставников для формирования базы:

обучающиеся, готовые помочь сверстникам;
педагоги, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта;
родители/опекуны обучающихся
участники родительских или управленческих советов с выраженной гражданской позицией.
4-й этап – формирование банка наставляемых:

информировать родителей/опекунов, педагогов, обучающихся
о возможностях и целях программы;
организовать сбор данных о наставляемых.
Результат этапа – сформированный банк наставляемых с перечнем запросов, необходимых для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе.

5-й этап – организация работы

Обязательные образовательные процедуры:

оформление нормативно-правовых документов;
определение приоритетных целей, задач развития наставляемого и общих задач пары/группы;
предоставление наставникам методических и психологических рекомендаций, дополнительных материалов;
организационный контроль, сбор обратной связи и фиксация промежуточных результатов;
формирование наставнических пар/групп и оформление согласия на обработку персональных данных;
групповая встреча наставника и наставляемых;
проведение анкетирования, мониторинга и их обработка.
6-й этап – завершение программы

Основные задачи этапа:

представление результатов работы конкретной пары/группы;
сбор обратной связи от участников программы;
организация и проведение финального мероприятия;
награждение лучших наставнических пар/групп;
формирование успешных кейсов, практик для дальнейшей работы.

Федеральные нормативно-правовые акты
Распоряжение Министерства просвещения РФ № Р-145 от 25 декабря 2019 года «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» 
Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях

Региональные нормативно-правовые акты

Приказ минобразования Ростовской области от 08.06.2020 № 446 «О внедрении в Ростовской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для общеобразовательных организаций»
Приказ минобразования Ростовской области от 04.09.2020 № 712 «Об утверждении перечня муниципальных общеобразовательных организаций для внедрения методологии (целевой модели) наставничества»

Муниципальные нормативно-правовые акты
Приказ отдела образования Администрации города Каменске-Шахтинского «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта)по обеспечению введения целевой модели наставничества в муниципальных бюджетных общеобразовательных организациях города Каменск-Шахтинский»

Дорожная карта отдела образования Администрации города Каменске-Шахтинского по обеспечению введения и реализации целевой модели наставничества в муниципальных бюджетных общеобразовательных организациях города Каменск-Шахтинский

Нормативно-правовые акты МБОУ СОШ №1
«Положение о наставничестве»

Дорожная карта по обеспечению введения и реализации целевой модели наставничества в МБОУ СОШ №1

«Приказ о назначении наставника и формировании наставнических пар в 2022-2023 уч. году»
«Приказ о назначении наставника и формировании наставнических пар в 2023-2024 уч. году»

Информация о наставниках.

 

Наставник МБОУ СОШ № 1 Криворогова Т.В., учитель истории и обществознания