Музей
Роль деятельности школьных музеев в образовательном учреждении.
Воспитание учащихся – это сложный, многофакторный процесс, так как на личность человека оказывают влияние и семья, и школа, и различные коллективы, с которыми он связан в своей жизни, и среда товарищей, и различные средства общественно-политической идеологии. Современная школа ориентирована на расширение культурно-образовательного пространства, освоение новых источников информации. Решение этих задач связано и с тем, какую роль в педагогическом процессе будут играть школьные музеи, какие направления и формы деятельности они будут использовать.
Особенностями школьного музея являются:
– наличие постоянной аудитории,
– возможность использования коллекции музея в организации и проведении системных учебных занятий (как урочных, так и факультативных),
– большая, чем в другом музее, доступность музейных коллекций для посетителей,
– участие детей в ответственном деле сохранения истории для будущих поколений,
– наличие места для организации творческого созидательного досуга детей,
– комфортная атмосфера для ведения диалога (учителя с учеником, посетителя с музейным предметом при посредничестве музейного педагога, современника с прошлым и т.п.).
Школьный музей всегда должен быть в движении, в перечне традиционных школьных дел: работа по комплектованию коллекций, создание новых экспозиций и оформление временных выставок, музейные праздники, работа поискового отряда и совета музея, встречи с создателями и ветеранами своего школьного музея и многое другое, что позволяет поддерживать, у детей постоянный интерес к школьному музею.
Школьный музей сегодня является эффективным средством воспитания подрастающего поколения. Он становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие и может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществить патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.
Наш школьный музей казачьего быта был открыт в 19.05.2022 году, во время краеведческой недели. Хотя история музея может насчитывать гораздо более длительный период. В советское время активным его создателем выступал известный каменский краевед А.Н. Чеботарев. К сожалению, после его ухода многие материалы музея были переданы в школу №2, а сохранившиеся немногочисленные материалы сегодня нуждаются в осмыслении и переработке.
Усилиями учащихся и педагогических работников школы сегодня музей имеет интересные экспозиции, посвященные культуре родного края. За это время собрано достаточно много краеведческого материала, который очень активно используется при проведении уроков истории, внеклассных мероприятий. Воспитательный потенциал школьного музея велик. Школьный музей — это не просто собирание памятников, это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.
В музее открыты постоянные экспозиции: «Предметы казачьего быта», мини экспозиция, посвященная народным костюмам народов РФ, диарамма «Казачий курень». «Моя малая родина» (посвящена истории родного края, природе края)
При реализации задач воспитания личности школьника средствами музея нами используются разные формы работы: создание экспозиций и выставок на основе фондов музея; опрос населения; уроки мужества, встречи с интересными людьми; выставки творчества учащихся; краеведческие викторины, смотр-конкурсы, исследовательская и поисковая деятельность; вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, исторические и краеведческие игры, конференции, лекции, поездки по другим музеям и городам; экскурсия; музейные уроки; консультация; научные чтения; кружки; клубы; исторические и литературные вечера; праздники; концерты и т. д.
Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д. С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, — он, как правило, равнодушен к своей стране».
Экспозиции музея помогают при проведении музейных уроков, но и уроков истории, литературы, географии, внеклассных мероприятий. Музей является центром творческого общения, развития и досуга, краеведческим центром школы и города, поэтому при подготовке Дня Победы, юбилея города, области и других общих мероприятий используется материалы данных экспозиций. Учащимися подготовлены и проводятся экскурсии: «История города в названии улиц», « Памятные места нашего города», «Каменск-Шахтинский в годы ВОВ».
Также музей занимается просветительской работой, проводятся беседы на темы: «Традиции казачеств», «Как жили на Дону», «Вещи из старого чемодана (бабушкиного сундука)» и др. Ребята с нетерпением ждут такие встречи, ведь в нашем музее можно не только посмотреть экспонаты, но и потрогать их, так сказать прикоснуться к истории. Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры. Ребенок в музее не должен быть пассивным слушателем и зрителем. Формы активности детей могут быть различны: от простой возможности потрогать старинный предмет до ролевой игры, в ходе которой ребенок на практике осваивает определенные социальные функции и роли.
Музей образовательного учреждения сегодня – не отдельно стоящий институт, а одно из ключевых звеньев образовательной и воспитательной работы в школе. Деятельность музея разнопланова: она реализует целый комплекс форм, методов и приемов работы. В музее также происходит обучение и воспитание; пропаганда знаний о природе и обществе, истории и культуре страны и области ведется на основе подлинных памятников материальной и духовной культуры народов. Именно подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность.
Образовательно-воспитательный процесс происходит в особой, эстетически значимой и информационно насыщенной предметно-пространственной среде, где школьник ощущает свою сопричастность к предметам, фактам, конкретным людским судьбам, нередко при возможности . Я считаю, что роль школьных музеев в воспитании подрастающего поколения очень велика. В каждой школе, наверняка, есть либо музей, либо музейная комната, либо музейный уголок. И музейная педагогика начинается тогда, когда возникает (или ожидается) эффект встречи учащегося с музеем.
В заключении хочется сказать, что школьный музей способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками значимости своего родного города, края, страны, ориентируют школьника на гражданские патриотические ценности, тем самым обеспечивает формирование гражданина и патриота.