Образовательные стандарты
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Для реализации каждого ФГОС образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ООП), включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.10).
Федеральные государственные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
ФГОС НОО
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) |
ФГОС ООО
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) |
ФГОС СОО
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) |
ФГОС для обучающихся с ОВЗ
ФГОС для обучающихся с ОВЗ |
ФГОС общего образования для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Федеральный государственный стандарт общего образования для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
Федеральные основные общеобразовательные программы
В соответствии со статьей 2 ФЗ -273 » Об образовании в Российской Федерации» федеральная основная общеобразовательная программа — учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.
В пункте 6.1. статьи 12 ФЗ — 273 говорится о том, что: Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.
Основные общеобразовательные программы подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 1 сентября 2023 года. ( Приказ президента Российской Федерации от 24.09.2022г № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»)
Введение ФГОС НОО и ООО 3 поколения
Министерством просвещения Российской Федерации утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно):
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании общеобразовательными организациями программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учащихся.
Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой общеобразовательной организации, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Детализация и конкретизация требований к результатам образовательной программы, зафиксированные на уровне ФГОС, работают на повышение прозрачности образовательной деятельности школы. Общедоступный нормативный документ даёт ответ на вопрос о том, чему должна учить современная российская школа. Таким образом, создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества.
Стандарты также содержат детализированные и конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Научно-методические материалы по введению и обеспечению перехода на обновленные ФГОС
Научно-методическое сопровождение обновленных ФГОС (В.С.Басюк)
Научно-методическое сопровождение ФГОС (Т.В.Суханова)
Обновленные ФГОС НОО,ООО: содержание, механизмы реализации (Д.А.Метелкин)
На пути к переходу к обновленным ФГОС
Федеральные нормативно-правовые акты
Письмо Минпросвещения России от 15.02.22 №АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»)
Региональные нормативно-правовые акты
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №179 от 25.02.2022г «Об утверждении плана мероприятий по введению ФГОС НОО и ФГОС ООО»
Нормативно-правовые акты МБОУ СОШ №1
Приказ МБОУ СОШ №1 города Каменске-Шахтинского «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта)по обеспечению введения и реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО» от 18.03.2022г №105
Дорожная карта по обеспечению введения и реализации ФГОС НОО и ООО в МБОУ СОШ №1
Приказ МБОУ СОШ №1 №127 от 04.04.2022 «Об организации рабочей группы по обеспечению перехода на обновленные ФГОС НОО и ООО»
Приложение №1 к приказу №127 от 04.04.2022 «Положение о рабочей группе по введению и реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО»
Информация для родителей по обновленным ФГОС
Ведение и реализация обновленных ФГОС СОО.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (зарегистрирован Минюстом России 12 сентября 2022 г., регистрационный № 70034) внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее соответственно – ФГОС, обновленный ФГОС СОО). При внесении изменений во ФГОС СОО реализуется принцип единства образовательного пространства и преемственности со ФГОС начального общего и основного общего образования, выраженный в том числе в детализированных требованиях к личностным, метапредметным и предметным результатам.
Уточненные формулировки позволяют привести в соответствие образовательным программам содержание учебников и контрольно-измерительных материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации.
Содержание ФГОС СОО обновлено с учетом ведущих направлений научнотехнологического развития страны, приоритетов государственной политики в области воспитания и образования. С учетом практики организации образовательного процесса реализацию образовательной программы среднего общего образования в соответствии с обновленным ФГОС СОО следует начать с 1 сентября 2023 года в 10 классах.
Основные общеобразовательные программы образовательных организаций подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 1 сентября 2023 года. Общий объем аудиторной работы обучающихся, прописанный в обновленных ФГОС СОО, приведен в соответствие с максимальной аудиторной нагрузкой, обозначенной в требованиях к организации образовательной деятельности, определенных СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 января 2021 г. № 2) (далее – СанПиН). Максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся за два учебных года среднего общего образования не может быть более 2516 академических часов (на 74 часа меньше по сравнению с предыдущей редакцией ФГОС СОО), что соответствует СанПиН и позволяет предупредить переутомление и сохранить оптимальный уровень работоспособности обучающихся.
В соответствии с обновленным ФГОС СОО учебный план обучения должен содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с выбранным профилем обучения.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Второй иностранный язык», «Родной язык», «Родная литература» могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий.
Расширение списка обязательных учебных предметов призвано обеспечить качественную подготовку обучающихся на уровне среднего общего образования в том числе по предметам естественнонаучного и социально-гуманитарного цикла (физика, химия, биология, обществознание, география), изучение которых в соответствии с предыдущей редакцией ФГОС СОО осуществлялось по выбору обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Сохранение на уровне среднего общего образования обязательного изучения русского языка на одном (базовом) уровне для всех профилей, предусмотренных ФГОС СОО, связано с тем, что русский язык – государственный язык Российской Федерации. Экзамен по русскому языку обязателен для всех обучающихся, владение современным литературным языком, навыками работы с различной текстовой информацией необходимы каждому выпускнику образовательной организации независимо от профиля обучения.
Важным изменением является включение изучения некоторых учебных предметов на углубленном уровне на уровне среднего общего образования, в том числе одного из самых выбираемых предметов для прохождения ГИА в 11 классе – обществознания. В этой связи для усиления правоведческой и экономиковедческой составляющих образования содержание таких предметов
как «Право» и «Экономика» интегрировано в предмет «Обществознание» базового и углубленного уровня.
Содержание учебного предмета «Астрономия» вошло в полном объеме в содержание учебного предмета «Физика», также сохранены и требования к предметным результатам. Содержание учебных предметов «Естествознание» и «Экология» сквозной содержательной линией включено в такие учебные предметы как «Биология», «Химия», «Физика», усиливая содержание этих
предметов.
Содержание учебного предмета «Россия в мире» вошло в учебные предметы «История» и «Обществознание». В связи с тем, что такие предметы как «Право», «Экономика», «Естествознание», «Россия в мире», «Экология» изучались по выбору обучающихся, образовательные результаты, формируемые содержанием указанных учебных предметов, не являлись предметом оценки в рамках ГИА и иных оценочных процедур. Освоение обучающимися образовательных программ по названным учебным предметам не проверялось. В настоящее время благодаря утверждению
обновленного ФГОС СОО эта работа будет систематизирована, содержание обозначенных во ФГОС СОО учебных предметов будет проверяться в рамках оценочных процедур.
Таким образом, в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО. Более того, в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля и возможностями общеобразовательной организации.
Обновление ФГОС СОО позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413”
- Презентация Министерства просвещения Российской Федерации «Об особенностях реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 06.12.2022 г. № 1223 «Об организации работы по введению обновленного ФГОС СОО»
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 29.12.2022 г. № 1354 «Об утверждении плана мероприятий по введению ФГОС СОО»
- Приказ Отдела образования Администрации г. Каменск — Шахтинского от 01.02.2023 г. № 61 «О подготовке общеобразовательных организаций к введению и реализации обновленных ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования и федеральных основных общеобразовательных программ с 01.09.2023г.»
- Приложение к приказу Отдела образования Администрации г. Каменск — Шахтинского от 01.02.2023 г. № 61 «О подготовке общеобразовательных организаций к введению и реализации обновленных ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования и федеральных основных общеобразовательных программ с 01.09.2023г.»
- Приказ МБОУ СОШ № 1 г. Каменск — Шахтинского от 01.02.2023 г. № 52 «О подготовке к введению и реализации обновленных ФГОС среднего общего образования с 01.09.2023г.»
- План мероприятий по введению обновленного ФГОС СОО в МБОУ СОШ № 1 с 01.09.2023г.»
Информация для родителей о введение обновленных ФГОС СОО
Памятка для родителей по обновленные ФГОС СОО |
Официальный сайт, посвященный федеральным государственным образовательным стандартам